Поговорим о грустном... чтобы, столкнувшись с неприятной неожиданностью — "синим экраном смерти", вы не погрустнели вдвойне. Возможно, вы уже достаточно хорошо знакомы с продуктами из семейства Windows Server 2003, а также с предыдущими версиями Windows NT/2000/XP, но во время работы еще не попадали в такую ситуацию. Хотя эта система и надежнее предыдущих версий линейки Windows NT/2000, это не значит, что "синий экран смерти" — следствие серьезных ошибок — не возникнет никогда. Если даже такие ошибки и не появятся, вы все равно должны быть готовы устранить их!
Итак, "синий экран" можно увидеть и в Windows Server 2003. Когда система выявляет серьезную ошибку, которую не может самостоятельно устранить, она, в зависимости от типа ошибки, генерирует соответствующие системные сообщения, которые и известны под собирательным названием "синий экран".
Как и в Windows NT/2000/XP, исполняющая подсистема Windows Server 2003 (модуль Executive) представляет собой часть операционной системы, работающую в режиме ядра. Режим ядра (kernel mode) — это привилегированный режим работы процессора, в котором поток (thread) имеет доступ к системной памяти и к аппаратным средствам. Режимом пользователя (user mode) называется непривилегированный режим работы процессора, выполняясь в котором поток не имеет прямого доступа к системной памяти и аппаратным средствам, для получения такого доступа он должен обратиться к сервисам операционной системы. Модуль Executive обеспечивает структуру процессов, диспетчеризацию потоков, межпроцессную коммуникацию, управление памятью, управление объектами, безопасность и защиту объектов, обработку прерываний и ввод/вывод.
Ядро Windows (Ntoskrnl.exe) представляет собой часть модуля Executive, управляющую процессором. Ядро выполняет диспетчеризацию потоков, обработку исключений и прерываний, а также мультипроцессорную синхронизацию. Кроме того, ядро поставляет модулю Executive объекты-примитивы, из которых он создает объекты режима пользователя.
Итак, существуют два типа системных сообщений Windows 2000/XP и Windows Server 2003.
Практически для каждой ситуации, делающей невозможным продолжение работы системы, предусмотрены соответствующие сообщения. Как правило, для диагностики сообщений STOP и устранения причин, вызвавших их появление, большинству пользователей требуется техническая поддержка. Однако системный администратор должен иметь навыки устранения последствий аппаратных сбоев и уметь интерпретировать сообщения STOP.