Цвет
Мир окрашен в цвета. Цвет — это не только комбинация электромагнитных волн фиксированного диапазона частот и не только субъективные ощущения, вызванные воздействием волн определенной длины на сетчатку глаза. Цвет в восприятии человека имеет настроение, теплоту, глубину и образ. Малейшая дисгармония цвета может погубить прекрасную композицию, а правильный подбор цветов оживляет даже бедную в плане композиции фотографию и делает убедительным замысел дизайнера.
Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства. Еще в античные времена о цвете размышляли философы-стоики. В средние века и в эпоху Возрождения модели цвета пытались строить художники. В двадцатом веке эстафету подхватили физики, фотографы и специалисты в области кинематографии. Развитие компьютерной графики и цифровых систем печати поставило задачу разработки такой системы управления цветом, которая может контролировать цветовые параметры на всех стадиях подготовки цветных изданий: от их создания до получения тиражей.
Цветовая модель CMYK
При обсуждении систем RGB и HSB речь шла в основном об источниках света. Большинство окружающих нас объектов источниками не являются. Они не излучают, а поглощают и отражают в разных пропорциях падающий свет. Как возникает цветность подобных объектов? Все пассивные объекты мы видим в отраженном цвете. Если яблоко имеет красный цвет, то это значит, что оно отражает длинные волны и поглощает короткие. Для описания таких явлений используется цветовая модель, которая объясняет порождение цветов не как результат сложения, а как результат вычитания базовых цветов. Эта модель называется CMYK по первым буквам названий цветовых координат: Cyan (Голубой), Magenta (Пурпурный), Yellow (Желтый), ЫасК (Черный). Черный цвет представлен в названии последней буквой своего названия для того, чтобы не путать его в сокращениях и аббревиатурах с синим (Blue).
Почему некоторый предмет окрашен в синий цвет? Это происходит потому, что ой поглощает красную и зеленую составляющие и отражает только синюю. Или как при отражении получается голубой цвет? Голубой представляет собой смешение синего и зеленого. Следовательно, поверхность голубого цвета отражает синий и зеленый цвета и поглощает красную составляющую. Пурпурный краситель поглощает зеленый и отражает красный и синий. Если смешать голубой краситель и пурпурный, то цвет новой краски можно предсказать. Пурпурная составляющая поглотит зеленую, голубая - красную, остается только синяя компонента, поэтому результирующий цвет будет синим. Рисунок 7-4 демонстрирует поведение световых волн различной длины на примере бумажного листа с нанесенными красителями.
Цветовая модель HSB
Цветовая модель HSB возникла как попытка преодолеть аппаратную зависимость модели RGB. В модели HSB все цвета определяются тремя координатами: оттенком или цветовым тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Название модели образовано по первым буквам английских названий цветовых координат.
Необходимо различать цветность и яркость света. Разделение характеристик позволяет упростить проблему корректного воспроизведения цветов на различных технических устройствах. Существует несколько систем, подобных HSB, в которых ярко- стная и цветовая характеристики рассматриваются отдельно, например, HSI, HLS, YUV. Во всех этих моделях цвет задается не как совокупность интенсивности трех цветов, а как комбинация значений цветового тона, насыщенности и интенсивности. В модели HSI используется тон (Hue), насыщенность (Saturation) и интенсивность (Intensity), в модели HLS — тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлота (Lightness). Модель YUV представляет собой вариант системы HSB и используется при передаче телевизионных сообщений в стандарте PAL.
FreeHand поддерживает систему HLS, но более распространенной в программах машинной графики является система HSB. Так как между моделями HSI, HLS, YUV и HSB нет принципиальных различий, рассмотрим их свойства на примере модели HSB.
Цветовым тоном, или оттенком (Hue), называется чистый цвет с определенной длиной волны.
Насыщенность (Saturation) описывает чистоту, или силу, цвета. Один и тот же тон может быть тусклым или насыщенным. Изменение насыщенности можно представить как разбавление чистого цвета серым. Насыщенность иногда называют хроматической гаммой. Все цвета естественного происхождения имеют низкую насыщенность, поэтому чистые тона выглядят слишком яркими, ненатуральными.
Яркость (Brightness) характеризует интенсивность, энергию цвета. Изменение яркости можно представить как смешение чистого тона и черного цвета. Большое содержание черного делает цвет затененным, неинтенсивным. С уменьшением доли черного цвета освещенность увеличивается. Черный цвет имеет нулевую яркость, а белый -абсолютную.
Цветовая модель RGB
В цветовой модели RGB цвета получаются в результате смешения трех цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Свое название модель получила по первым буквам английских наименований основных цветов. Модель RGB можно представить в виде куба (Рисунок 7-1). Каждая точка внутри куба соответствует некоторому цвету и описывается тремя цветовыми координатами — значениями красного, зеленого и синего цветов. Сложение основных цветов в -конечной точке куба дает белый цвет, начальная точка куба соответствует нулевым значениям основных цветов и представляет черный цвет. Если цветовые координаты смешивать в равных пропорциях, то получится серый цвет различной насыщенности. Точки, отвечающие серому цвету, лежат на диагонали куба. Смешение красного и зеленого дает желтый, красный и синий образуют пурпурный, а зеленый и синий - голубой.
Цветовой круг
Цветовой круг рассматривался ранее как способ представления модели HSB (Рисунок 7-3). При работе с цветом его часто используют как мнемоническую фигуру, или памятку, которая помогает ориентироваться в пространстве цветов и синтезировать нужный оттенок в любой цветовой модели.
На цветовом круге на равном расстоянии друг от друга расположены первичные и вторичные цвета. Каждый вторичный (первичный) цвет находится между двумя первичными (вторичными). Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними. Например, смешивая зеленый и синий, получим голубой. При смешении двух дополнительных цветов получается основной цвет, лежащий между ними. Так, смесь желтого и пурпурного образует красный.
Пары цветов, расположенные на круге под относительным углом в 180 градусов, называются комплементарными, или дополнительными. Таковыми являются зеленый и пурпурный, голубой и красный, синий и желтый. Добавление любой краски цветового круга компенсирует дополнительную краску, как бы разбавляет ее в результирующем цвете. Например, чтобы изменить цветовое соотношение в сторону зеленых тонов, следует понизить содержание пурпурного цвета, который является дополнительным к зеленому.
Цветовые библиотеки
FreeHand поддерживает большинство цветовых библиотек, получивших распространение в компьютерной графике и типографской индустрии. Необходимо различать библиотеки заказных (плашечных) цветов — PANTONE и DIC и библиотеки составных цветов, например, Trumatch.
Первые состоят из красок, химический состав которых стандартизован и защищен патентом. В процессе печати заказными красками не требуется выполнять смешение базовых триадных цветов, поэтому использование таких красок дает полностью предсказуемые результаты. Если типография располагает данным набором красок, то для точной цветопередачи достаточно указать имя или адрес каждого используемого цвета в библиотеке.
Преимущества использования библиотек составных цветов не столь очевидны. Они применяются главным образом для быстрого синтеза цветов и получения их цветовых координат в системе CMYK. Вместо утомительного подчас синтеза нужного оттенка при помощи палитр и движков можно выбрать искомый образец из библиотеки. По имени образца легко определяются его цветовые координаты в системе CMYK.
FreeHand может работать со следующими цветовыми библиотеками:
Crayon. Нелицензированная библиотека RGB-цветов;
DIC. Библиотека заказных цветов фирмы Dainippon & Chemicals;
Focoltone. Широко распространенная в Европе библиотека. Содержит составные цвета, расположенные по группам в соответствии с процентным содержанием триадных цветов;
Greys. Нелицензированая библиотека серых тонов. Состоит из заказных и составных серых цветов, расположенных с шагом в один процент;
PANTONE. Семейство библиотек, разработанных фирмой PANTONE Inc. Включает множество заказных цветов для печати на разных типах бумаги. Отдельные библиотеки объединяют пастельные и металлизированные тона;
PANTONE Process. Библиотека объединяет составные цвета. Образцы упорядочены по оттенкам одного цвета. Библиотека никак не связана с семейством библиотек, содержащих заказные цвета;
PANTONE Hexachrome. Библиотека составных цветов для шестицветной печати;
Дополнение Color control
Дополнение Color control (Управление цветом) по своим возможностям, области применения и частично по интерфейсу напоминает палитру Color Mixer. Свои преимущества дополнение проявляет в тех случаях, когда требуется изменить процентное содержание цветовых координат сразу в нескольких помеченных объектах.
Дополнение Delete Unused Named Colors
Дополнение Delete Unused Named Colors удаляет все именованные цвета, которые не применяются для закраски объектов и не используются в определении стилей. Удаляются именованные и неиспользуемые цвета по команде Xtras|Delete|Unused Named Colors.
Дополнение Eyedropper
Дополнение Eyedropper (Пипетка) — это инструмент, который служит для отбора образцов цвета. Для выбора инструмента Eyedropper следует вызвать палитру Xtra Tools (<Ctrl>+<Alt>+<X>) и щелкнуть по кнопке с изображением пипетки
Дополнение Import RGB Color Table
При помощи дополнения Import RGB Color Table можно импортировать каталоги цветов, созданные в Photoshop и в программе Macromedia xRes. Каталогом называется пользовательская цветовая коллекция или набор цветов. В отличие от библиотеки каталог не предназначен для тиражирования и использования в других программах, поэтому он может содержать случайный набор цветов, объединенных по признаку использования в одной публикации.
Каталоги, созданные в Photoshop, хранятся в виде файлов с расширением act, каталоги редактора xRes имеют расширение ctb. По команде Xtras|Coplors|Import RGB Color Table выводится стандартное диалоговое окно Open File, при помощи которого надо выполнить обычную процедуру открытия файла.
Дополнение Name Аll Colors
Цвет, не внесенный в список палитры Color List, считается незарегистрированным и имеет в программе ограниченные права и возможности использования. Появляются незарегистрированные цвета при назначении цветов с помощью палитры Color Mixer, при интенсивном использовании команд Desaturate Colors, Saturate Colors, Darken Colors, Lighten Colors, а также вместе с импортированными изображениями.
Дополнение Name All Colors производит регистрацию всех безымянных цветов публикации. По команде Xtras|Colors|Name All Colors в палитру Color List заносятся CMYK-координаты всех цветов, не имеющих имени, в том числе граничные цвета градиентов и объектных растяжек.
Цвета растровых изображений это дополнение не обрабатывает. Их можно зарегистрировать при помощи инструмента Eyedropper (Пипетка).
Дополнение Randomize Named Colors
Дополнение вносит случайные изменения во все зарегистрированные цвета палитры Color List, кроме стандартных: None, White, Black, Registration. He будем ставить под сомнение целесообразность включения дополнения в состав программы. Но, видимо, трудно предложить разумный способ использования этого инструмента.
Дополнение Sort Color list By Name
Дополнение сортирует список цветов палитры Color List. После сортировки обозначения цветов располагаются в лексикографическом порядке. Любое обозначение цвета, библиотечное имя или представление цвета его координатами рассматривается в процессе сортировки как символьная строка. Строки упорядочиваются в алфавитном порядке по первым символам. Если первые символы совпадают, то рассматриваются вторые и т. д. Причем цифры считаются старше букв, а спецсимволы (#, & и т. п.) - старше цифр. Четыре стандартных цвета None, White, Black и Registration в сортировке не участвуют.
Дополнения Darken Colors и Lighten Colors
Команда Xtras|Colors|Darken Colors (Затемнить цвета) делает цвет помеченных объектов более темным. Операция затемнения применяется как к заливке, так и к обводке выделенных объектов, но при этом обрабатываются только составные цвета (библиотечные или созданные в программе).
По каким правилам выполняется затемнение? Для цвета, созданного в системе CMYK, программа добавляет по три процента к Cyan, Magenta, Yellow и два процента к четвертой координате Black. Цвета RGB обрабатываются иначе. Программа уменьшает на пять процентов содержание каждой цветовой координаты: Red, Green и Blue. В системе HLS для затемнения и осветления цвета достаточно изменить значение координаты Lightness. Команда Darken Colors уменьшает освещенность цвета HLS на пять процентов.
Использование команды Darken Colors и использование палитры Tints немного различаются по своим результатам. Оттенок, созданный при помощи палитры, представляет собой самостоятельный цвет, тогда как команда только меняет свойства существующего цвета и не создает нового. Алгоритм создания новых оттенков в палитре отличается от простого приращения цветовых координат, поэтому использование этих средств дает разные результаты и по значениям координат, и по виду.
Команда Lighten Colors (Осветлить цвета) работает по тем же правилам, что и Darken Colors, но в «обратную сторону». Она не затемняет, а осветляет цвета помеченных объектов.
Дополнения Desaturate Colors и Saturate Colors
Дополнения Desaturate Colors и Saturate Colors вызываются по команде Xtras|Colors|«Haзвaниe дополнения» и служат для изменения насыщенности цветов отмеченных объектов. Насыщенность — это характеристика цвета, выражающая такие его свойства, как яркость, чистота тона, живость цвета. Насыщенные цвета обычно имеют концентрированное, не разбавленное примесями содержание основных тонов. Такие цвета привлекательно выглядят, но, как правило, плохо передаются при печати.
Дополнение Desaturate Colors (Уменьшить насыщенность) уменьшает насыщенность цветов отмеченных объектов. Этот процесс можно представить как добавление серой составляющей к основному тону цвета (для цветов HLS). Для цветов RGB и CMYK уменьшение насыщенности достигается за счет уменьшения разности в процентном содержании базовых цветов. Поскольку равное содержание цветовых координат в обеих системах дает чистый серый цвет, то уменьшение разности концентраций равносильно добавлению некоторого количества серой краски или цвета.
Дополнение Saturate Colors — это оппонент команды Desaturate Colors. Дополнение работает по тому же алгоритму, но в противоположную сторону — оно повышает содержание основных тонов в цвете, насыщает цвет основной тоновой составляющей.
Команды Desaturate Colors и Saturate Colors применяются только к составным цветам.
Дополнения для работы с цветом
Штатные средства обработки цвета Freehand могут показаться несколько аскетичными в сравнении с интерфейсными излишествами аналогичных палитр и панелей Corel Draw или богатым выбором цветовых инструментов в программе Illustrator. Но это впечатление обманчиво. Интерфейс палитр Color List, Color Mixer, Tints хорошо продуман и не содержит лишних элементов, а сами они эффективно взаимодействуют и дополняют друг друга при обработке цветных публикаций.
Кроме штатных средств, в состав программы включено несколько внешних модулей (Xtras) для работы с цветом. Среди внешних модулей ,нет незаменимых инструментов с уникальными возможностями. Все функции цветовых дополнений можно выполнить при помощи трех известных цветовых палитр, но их использование повышает эффективность работы с цветом и позволяет автоматизировать некоторые рутинные операции.
Большинство дополнений вызываются по команде Xtras|Colors|«Имя дополнения».
Модель Lab
Международной комиссией по освещению еще в 1931 году разработана и учреждена в качестве межотраслевого стандарта цветовая модель, которая после уточнения и доработки она получила название Lab (L*a*b). Эта модель разрабатывалась так, чтобы преодолеть недостатки моделей HSB, RGB и CMYK. Модель имеет широкий световой охват и не привязана ни к одному из устройств репродукции света.
Любой цвет в модели определяется значением яркости L (Lightness) и двумя хроматическим координатами а и b. Хроматическая координата а принимает все значения цвета по цветовому кругу от зеленого до красного. Координата b — от голубого до желтого. В природе не существует излучателей, которые могли бы воспроизвести диапазон цветовых значений хроматических координат а и b, поэтому модель применяется в теоретических исследованиях, при обменах информацией о цвете и для синтеза цвета в компьютерных программах. Внутренне описание цветов в Photoshop и в некоторых других программах обработки растровой графики выполняется в системе Lab. Самым важным достоинством модели следует считать ее широкий цветовой диапазон: система Lab описывает все цвета видимой части спектра.
Диапазон цветов, который может воспроизводить модель или устройство, называется цветовым охватом. На Рисунок 7- 6 приведены цветовые охваты различных устройств. Осями графиков служат хроматические координаты а и b. Самая большая фигура рисунка отображает цветовой охват системы Lab. На границах этой области лежат чистые цвета видимой части спектра. При смещении к центру насыщенность уменьшается, достигая нулевого значения в области белого цвета.
Настройка цветов монитора
Раздел Adjust Display Colors (Настройка цветов монитора) отключает все ресурсы систем управления цветом и предлагает выполнить настройку экранных цветов «вручную». Напомним, что Adjust Display Colors — это один из разделов поля Туре диалогового окна Color Management Preferences (Рисунок 7-7). В этом разделе используется простой принцип калибровки. Требуется выполнить юстировку изображения семи опорных цветов программы: голубого, синего, зеленого, черного, пурпурного, красного и желтого. В качестве эталона можно использовать любые надежные образцы цвета, например, оттиски или изображения, полученные на калиброванной системе, или библиотечные цветовые образцы.
Программа Adobe Photoshop известна своими развитыми и надежными средствами управления цветом. Предположим, что в Photoshop выполнена настройка цветопередачи, и будем использовать экранные цвета этой программы в качестве эталона для калибровки монитора во FreeHand. Несмотря на очевидные недостатки, это самый доступный для рядового пользователя способ калибровки.
Для калибровки монитора требуется в системе CMYK настроить следующие чистые оттенки и их сочетания: Cyan (Голубой), Yellow (Желтый), Magenta (Пурпурный), Cyan плюс Magenta (Синий), Cyan плюс Yellow (Зеленый), Magenta плюс Yellow (Красный), Cyan плюс Magenta плюс Yellow (Черный):
В программе Photoshop вызвать палитру «Синтез цветов» (<F6>), щелчком по правой треугольной кнопке раскрыть список команд и в нем выбрать пункт «Модель CMYK» (Рисунок 7-9 слева);
В палитре установить чистый Cyan, передвинув верхний движок направо до конца. В верхнем поле должно стоять значение 100, во всех остальных числовых полях - 0 процентов;
Щелкнуть по правой треугольной кнопке и еще раз вызвать список команд. Выбрать из списка пункт «Модель RGB»;
Снять с палитры цветовые координаты чистого голубого в системе RGB и запомнить их. Эти координаты зависят от нескольких параметров, в том числе и от марки монитора. Для монитора Sony с трубкой Trinitron они равны Red=0, Green=190, Blue=228 (Рисунок 7-9, справа);
Выполнить установку цветов и пересчет их цветовых координат для остальных шести опорных цветов;
После этого работа с программой Photoshop заканчивается и все остальные действия выполняются во FreeHand:
Вызвать диалоговое окно Color Management Preferences, в поле Туре выбрать первый раздел Adjust Display Color и щелкнуть по кнопке Calibrate (Калибровать). Для калибровки экранных цветов программа выведет специальное окно Display Color Setup (Установка экранных цветов), показанное на Рисунок 7-10 слева. Войти в диалог Color Management Preferences можно, например, из окна Print (<Ctrl>+<P>) щелчком по кнопке Color Management;
Палитра Color List
Палитра Color List является одним из самых важных цветовых инструментов программы. Импорт и экспорт цвета, обозначение, переименование и применение цвета, порождение дубликатов и конвертация заказных цветов в составные или составных в заказные — во всех этих операциях применяется данная палитра (Рисунок 7-12).
Применение цвета
Назначить цвет объекту можно многими разными способами. Их количество приближается к десятку, и уже превышена постоянная Георга Мюллера (она равна 7 ± 2), за пределами которой солидный ученый гарантировал нам путаницу. Попытаемся внести некоторую систему в соответствующие действия.
Цвет, синтезированный в палитре Color Mixer, можно присвоить объекту только при помощи буксировки. Взять цветовой образец можно из левой или правой части нижнего цветового поля.
Работа с цветом в программе FreeHand
Большая часть операций с цветом выполняется при помощи палитр Color List (Список цветов), Color Mixer (Смеситель), Tints (Оттенки). Существует несколько способов вызвать эти палитры. Строка меню всегда присутствует на экране, поэтому самым надежным, но несколько громоздким будет вызов при помощи команды Window|Panels|«Haзвание палитры». При интенсивной работе с цветом и частых обращениях к палитрам полезно запомнить "быстрые" клавиши, которые выводят и убирают их с экрана:
Палитра Color List по нажатии <Ctrl>+<9>;
Палитра Color Mixer по нажатии <Ctrl>+<Shift>+<9>;
Палитра Tints при помощи <Ctrl>+<Shift>-l-<3>.
Все три цветовые палитры являются разрывными, поэтому их целесообразно объединить в одну составную палитру, в которой каждая составляющая будет представлена своим ярлыком. Напомним, что объединение разрывных палитр выполняется при помощи буксировки ярлыков.
Палитры «Смеситель» и «Список цветов» можно вызвать при помощи кнопок
Регистрация цвета
Регистрация цвета представляет собой бюрократическую процедуру, которая состоит в назначении новому цвету имени и внесении его в список цветов палитры Color List. Поименованный и зарегистрированный цвет имеет более высокий статус в программе и в публикации. Он сохраняется вместе с публикацией и становится доступным при каждом новом обращении к файлу. Зарегистрированный цвет можно внести в библиотеку или пользовательский каталог. Регистрацию цвета можно выполнить:
Перетаскиванием цветового образца из палитр Color Mixer или Tints (или любого другого доступного источника) в палитру Color List;
Щелчком по кнопке
Синтез цвета в системах RGB и CMYK
Системы RGB и CMYK имеют фундаментальные отличия в базовых физических принципах, но почти не отличаются друг от друга по технике синтеза новых цветов. Поэтому рассмотрим способы создания новых цветов на примере системы RGB (Рисунок 7-13).
Синтез цвета в системе HLS
Система получила свое название по первым буквам цветовых координат: Hue (Оттенок), Lightness или Luminosity (Яркость или Светимость), Saturation (насыщенность). В основе системы лежит цветовая модель RGB, но цветовые координаты выбраны так, чтобы пользователю было удобно синтезировать тона с заданными или предсказуемыми свойствами. Модель HLS — это слегка модифицированная система HSB.
Синтез цветов
Если палитра Color List играет роль главной диспетчерской, которая направляет и координирует действия с цветом, то палитру Color Mixer (Смеситель) можно сравнить с основной промышленной установкой или цехом. Все технологические операции по созданию новых цветов и оттенков выполняются, главным образом, средствами смесителя.
Напомним что палитра Color Mixer (Рисунок 7-13) выводится на экран по команде Window|Panels|Color Mixer (<Ctrl>KShift>+<9>) или щелчком по соответствующей кнопке главной панели. Двойной щелчок на цветовом образце в любой доступной палитре или инспекторе выводит смеситель на экран и загружает цвет в нижнее поле палитры.
Первые три кнопки верхнего ряда смесителя отвечают за выбор цветовой системы: CMYK, RGB и HLS, четвертая вызывает системную палитру Windows. Системная палитра содержит 48 стандартных цветов операционной системы Windows. Этими цветами окрашены элементы интерфейса программы: кнопки, меню, диалоговые окна и пр. Последняя кнопка регистрирует текущий цвет и заносит его как составной или заказной в палитру Color List.
В нижней части палитры имеются два прямоугольника с цветовыми образцами. Левый прямоугольник содержит образец предыдущего цвета, правый представляет образец текущего цвета.
Синтез цветовых оттенков
FreeHand имеет специальное средство, которое разрешает выполнить тонкую настройку синтезированного цвета, не меняя его главного хроматического параметра — тона. Таким средством служит палитра Tints (Оттенки). Вызывается палитра по команде Window|Panels|Tints или нажатием клавиатурной комбинации <Ctrl>+<Shift>+<3> (Рисунок 7-15).
Система Kodak Color Tables
Kodak Color Tables (KCT) - это система управления цветом с ограниченными возможностями. В отличие от Kodak Digital Science это средство является не расширением, а составной частью программы, поэтому оно доступно в любой установленной конфигурации программы. КСТ управляет преобразованием RGB-цветов в CMYK и обратным переходом. Конвертация цветов выполняется при помощи так называемых цветовых таблиц. Данные цветовых таблиц хранятся в файлах с именами RGB2CMYK.dat и CMYK2RGB.dat, которые располагаются в папке FreeHand. Инсталлированные цветовые таблицы выполняют преобразование цветов на основе некоторых обобщенных RGB CMYK-профилей. Выбор любого профиля в системе Kodak Digital Science автоматически обновляет содержимое файлов RGB2CMYK.dat и CMYK2RGB.dat. Следует отметить, что система Kodak Color Tables не поддерживает профили устройств, работающих в Pantone Hexachrome.
Система Kodak Digital Science
В поле Monitor имеется список профилей мониторов некоторых известных производителей, таких как NEC и Sony, и несколько типовых профилей, которые с некоторыми потерями могут описывать цветовые охваты многих конкретных моделей. Профиль Default подходит для большинства мониторов, использующих электронно-лучевую трубку.
Поле Monitor simulates (Монитор моделирует) предлагает выбрать тип устройства, цветовые возможности которого будет имитировать монитор. Предлагаются следующие варианты: None, Composite printer (Цветной принтер), Separations printer (Устройство с цветоделением). Выбор варианта должен основываться на типе устройства, которое используется для вывода изображений.
Если изображение готовится не для печати и будет просматриваться только на экране дисплея, то следует выбрать пункт None. Этот пункт отключает моделирование устройств вывода, но не отменяет профили, установленные в системе управления цветом. В этом случае цвета RGB отображаются в соответствии с профилем монитора, а цвета CMYK выводятся с учетом ограничений, накладываемых цветовым охватом устройства вывода. Чтобы получать более живые и яркие цвета в WWW-графике, следует или вообще отключить систему управления цветом, или выбрать None в поле Monitor simulates.
Чтобы обеспечить соответствие экранных цветов и цветов печати для публикаций, которые выводятся на печатные машины, работающие по принципу цветоделения, в поле Monitor simulates необходимо выбрать пункт Separations printer и в нижнем поле с тем же названием установить профиль целевого устройства. После установки этого режима монитор отображает цвета, созданные в любой цветовой модели (RGB, CMYK, HSB, Lab), в соответствии с профилем выводного устройства. Все яркие и насыщенные оттенки будут заменены цветами, которые доступны для выбранного печатающего устройства. Можно заметить, что установка режима моделирования как бы приглушает цветовую гамму монитора.
Поле Separations printer содержит список из нескольких десятков 1СС-совмести-мых профилей для печатающих устройств, работающих в системе CMYK (четырехцветных) и Hexachrome (шестицветных). Профиль Default (CMYK) приблизительно описывает цветовой охват любого выводного устройства, работающего по принципу смешения цветов.
Создание цветовых библиотек
Если работа пользователя с цветом ограничена некоторым повторяющимся набором оттенков, то целесообразно принять решение об объединении этих цветов в библиотеку. В программе FreeHand можно составить собственную цветовую коллекцию, которая объединяет элементы из различных источников: стандартных библиотек, цветов, синтезированных средствами программы, импортированных цветов.
Для создания новой библиотеки необходимо:
Вызвать палитру Color List (<Ctrl>+<9>), если она отсутствует на экране;
Занести в палитру элементы, которые предназначены для включения в новую библиотеку. Цвета можно заимствовать из любой стандартной библиотеки, а также синтезировать при помощи палитр Color Mixer и Tints;
Изменить названия цветов. Если существует необходимость внести какую-то систему в наименования цветов, импортированных из различных источников, то сделать это можно только в палитре Color List;
Щелкнуть по кнопке Options и из раскрывшегося меню выбрать команду Export;
В появившемся окне Export Colors (Экспортируемые цвета) отметить цвета, которые требуется включить в новую библиотеку. Напомним, что удержание клавиши <Shift> разрешает маркировать несколько смежных пунктов списка. При помощи <Ctrl> можно выполнить раздельную маркировку любых цветов палитры. Щелчком по кнопке ОК выбор цветов заканчивается и вызывается диалоговое окно Create color library (Создать цветовую библиотеку);
В окне Create color library надо ввести всю служебную информацию о новой библиотеке. В поле Library name (Имя библиотеки) вводится имя новой библиотеки. Поле File name (Имя файла) служит для выбора имени библиотечного файла. К выбранному пользователем имени программа всегда добавляет расширение BCF (Binary Color Format).Два поля под общим названием Preferences определяют формат расположение цветовых образцов в диалоговом окне библиотеки: число образцов по вертикали (Colors per column) и число образцов по горизонтали (Colors per row). И наконец, в поле Note (Примечание) можно ввести любой текстовый комментарий к новой библиотеке;
После нажатия кнопки Save будет создана цветовая библиотека с заданными параметрами, а библиотечный файл с расширением BCF записан в папку «Папка FreeHand»\English\Colors.
Управление цветом
Подготовка цветной публикации состоит из множества технологических операций. Передача по технологической цепочке информации о цвете сопровождается искажениями и накоплением ошибок. Цветовая система — это язык описания цвета со своими правилами и словарем. Обмены между устройствами, работающими в одной цветовой системе, иногда напоминают знакомую с детства игру в «испорченный телефон». Сканер и монитор «разговаривают на одном языке», но произносят слова с ошибками. Монитор и печатающее устройство общаются, как иностранцы, поскольку они описывают цвет в разных системах, на разных языках. Иногда даже переводчик высочайшей квалификации не в состоянии передать все идиоматические и фразеологические нюансы языка. Если коммуникативные проблемы в человеческом общении решаются за счет избыточности языка, жеста и мимики, то для точного воспроизведения цвета должны использоваться специальные технические средства.
В цифровой полиграфии и компьютерной графике такие средства объединяются в систему управления цветом (Color Management System, CMS). Целью CMS является обеспечение устойчивого воспроизведения цвета на всех этапах технологической подготовки цветного печатного издания. В настоящее время применяются несколько систем управления цветом. Сердцевиной любой системы являются профили (профайлы) международного консорциума по цвету (International Color Consortium, ICC). Профилем называется файл, который хранит информацию о цветовом охвате устройства и его цветовой модели. Если известны профили всех устройств, связанных в технологическую цепочку, то появляется возможность согласования их цветовых охватов. Базовые принципы такого согласования очень просты. Надо подавить все оттенки, которые не могут быть воспроизведены хотя бы одним устройством технологической цепочки. Все реализуемые цвета должны быть синтезированы так, чтобы обеспечить наивысшее качество их воспроизведения в данной технологической среде. Реализация этой простой по сути идеи столкнулась с многочисленными техническими сложностями. Даже те программные и технические решения, которые применяются в современных профессиональных полиграфических системах, не обеспечивают воспроизведения цветов с гарантированным качеством в разных ситуациях.
Управление цветом в программе FreeHand
FreeHand, работающий под управлением Windows, поставляется вместе с системой управления цветом Kodak Digital Science. Версия программы для платформы Macintosh использует встроенную в операционную среду Mac OS систему Apple ColorSync. Обе системы управления цветом используют профили устройств, одобренные международным консорциумом по свету (ICC).
Установить систему управления цветом и выбрать ее параметры можно двумя способами:
По команде File|Preferences|Colors вывести на экран диалоговое окно, содержащее средства настройки цветовых параметров программы. Группа полей под названием Color Management служит для работы с системой управления цветом;
По команде File|Print вызвать оно настроек печати и щелкнуть по кнопке Color Management. Появится диалоговое окно Color Management Preferences (Рисунок 7-7), которое имеет такие же поля и возможности. Любое изменение, внесенное в одно из окон, автоматически обновляет содержимое другого окна.
Важно
Необходимо отметить, что перетаскивать образцы можно из любого доступного источника, а выбор цвета по щелчку выполняется только в пределах палитры Color List.
Многие операции по обработке цвета можно выполнить при помощи команд выпадающего меню палитры Color List. Доступ к меню открывается щелчком по кнопке Options (Выбор) и содержит команды:
New (Новый) - регистрирует и заносит в список цвет, который установлен в палитре Color Mixer (Смеситель);
Duplicate - дублирует помеченный цвет, добавляя к его названию Copy of. Команда используется в тех случаях, когда необходимо работать с одним оттенком, представленным в разных цветовых моделях;
Remove - удаляет помеченный цвет;
Replace - заменяет помеченный цвет библиотечным или синтезированным цветом;
Hide (Show) Names - убирает (выводит) названия цветов;
Make spot - превращает помеченный составной цвет в заказной;
Make process - превращает помеченный заказной цвет в составной;
Make RGB - конвертирует CMYK-цвет в систему RGB;
Make CMYK - конвертирует RGB-цвет в систему CMYK;
Import - импортирует цвета из внешних источников;
Export - переносит выделенный цвет в одну из доступных цветовых библиотек;
«Имя библиотеки» - открывает доступ к цветовой библиотеке.
Важно
Удаление цвета из палитры Color List влияет на все применения цвета в данной публикации. Заказной цвет превращается в составной во всех объектах, использующих его. Цвета None, White, Black, Registration и заказные цвета постскриптовских объектов не удаляются.
Любой заказной цвет можно превратить в составной, но такое преобразование часто сопряжено с потерями. И не только потому, что печать триадными красками — это процесс, последствия которого не всегда предсказуемы. Диапазон цветов, воспроизводимых заказными красками, шире, чем цветовой охват системы CMYK. Например, многие металлизированные краски библиотеки PANTONEOMetallics в принципе не могут быть получены смешением триадных красок.
Вызвать палитру Color List можно двойным щелчком на цветовом образце в любом доступном источнике — инспекторе или палитре.
Содержимое палитры Color List можно отсортировать по любому выбранному критерию. К сожалению, программа не предлагает никаких средств автоматизации для сортировки объемных списков. Пользователь должен расположить цвета по группам «вручную», перетаскивая названия цветов мышкой.
Важно
Импортированные библиотечные цвета регистрируются в палитре Color List под своими библиотечными именами, например, FCS 1074.
Важно
Пробы пипетки зависят только от математического описания цвета в программе. Характеристики экрана: разрешение, глубина цвета, тип трубки и люминофора не влияют на результаты отбора цвета.
Введение в теорию цвета
Феномен цвета возникает при взаимодействии трех сущностей: источника света, наблюдаемого объекта и наблюдателя. Источники света, например, лампа накаливания или пламя костра, излучают электромагнитные волны, которые воспринимаются человеческим глазом. Другие объекты можно увидеть только потому, что они полностью или частично отражают световые волны, излучаемые источниками. Электромагнитные волны определенного частотного диапазона, попадая на сетчатку глаза, воспринимаются человеком как свет со своими параметрами яркости и цвета. Упрощая ситуацию, можно сказать, что яркость светового луча зависит от его энергии, а цвет определяется пропорциями, в которых представлены в луче различные составляющие спектра. Свет, содержащий все составляющие спектра в равных пропорциях, воспринимается как белый. Отсутствие всех составляющих дает черный цвет. Преобладание волн начального участка видимого спектра воспринимается как свет красного тона или оттенка и т. д.
Восприятие цвета человеком весьма субъективно. Его нельзя использовать для точного описания цветовых характеристик. В самом деле, даже у одного человека цветовая чувствительность меняется в зависимости от множества условий: освещенности, позиции наблюдения, времени суток и даже настроения и состояния здоровья. Названия нежно-голубой или светло-салатовый у разных людей ассоциируются с различными точками цветовой шкалы. Многие цвета даже не имеют названий.
Для использования цвета в различного рода технологиях необходимо иметь средства точного описания цветовых параметров.
Без наличия объективной информации о цвете невозможно разработать монитор, телевизор или цветное печатающее устройство. Потребность в таких средствах испытывают компьютерные художники и дизайнеры. Точное описание цвета требуется при взаимодействии пользователя с каким-либо устройством.
Усилиями специалистов в области теоретической оптики и разработчиков прикладных оптических систем предложено несколько систем, позволяющие дать точное описание цветовых параметров. Эти системы обычно называются цветовыми моделями.
Выбор цвета из библиотеки
FreeHand в стандартной конфигурации поставляется вместе с 21-цветовой библиотекой. Библиотеки могут различаться объемом, содержанием, внешним видом, но все они имеют одинаковый способ доступа к своим элементам. Для выбора цветов из библиотечной коллекции следует:
Вызвать палитру Color List (<Ctrl>+<9>), если она отсутвует на экране;
Щелкнуть по кнопке Options и раскрыть список команд палитры;
Выбрать имя искомой цветовой библиотеки. По щелчку на имени программа выводит диалоговое окно библиотеки;
В диалоговом окне отметить элементы библиотеки. Для выбора нескольких смежных элементов надо нажать клавишу <Shift>. Чтобы пометить цвета, расположенные в разных частях библиотеки, надо удерживать клавишу <Ctrl>. Некоторые библиотеки при наборе символов имени цвета выполняют скроллинг (прокрутку содержимого), т. е. они представляют ту часть цветовой коллекции, которая соответствует набранным символам. Щелчком по кнопке ОК работа с библиотекой заканчивается, а все отмеченные элементы переносятся в список цветов палитры Color List.
Заказные и составные цвета
При обработке изображения в графических программах есть определенная свобода выбора цветовой модели: RGB, HSB, CMYK и др. Но все репродуцирующие устройства работают в системе CMYK. Поэтому перед печатью приходится принимать решение о преобразовании изображения в систему CMYK. Конвертация изображения из системы RGB в систему CMYK называется цветоделением. Это очень сложный процесс, на результаты которого оказывает влияние множество различных факторов: установки печати, качество бумаги и красок, способ получения черного цвета, алгоритмы преобразования и многое другое. Часто цветоделение без потери оттенков не удается выполнить по объективным причинам. Диапазон воспроизводимых цветов системы RGB больше, чем охват системы CMYK, поэтому некоторые оттенки, выходящие за пределы цветового охвата CMYK, не имеют точного выражения в этой системе.
Даже при самых благоприятных обстоятельствах цветоделение редко удается выполнить без потерь и ошибок. При выводе определенных типов изображений можно обойтись без цветоделения, если использовать для передачи оттенков так называемые плашечные, или заказные, цвета (spot color). Печать заказных цветов выполняется иначе. Их цвет достигается не смешением триадных красок, а передается непосредственно, за счет использования специально подобранного красителя. Такие красители представляют собой смеси определенного химического состава и поэтому иногда называются смесевыми (месевыми).
Заказные цвета стандартизованы и объединены в библиотеки, в которых каждый цвет представлен образцом с именем или номером. Если дизайн-бюро и типография пользуются одной библиотекой, то для корректного вывода цветной публикации достаточно снабдить ее ссылками на используемые цвета библиотеки. Самым популярным в полиграфии является семейство библиотек фирмы PANTONE, которое включает в себя краски для печати на специальных видах бумаги, текстильные и металлизированные краски, краски типа «электрик» и др. FreeHand поддерживает большую часть библиотек PANTONE и несколько других библиотек.
Файловые операции и основные служебные команды
New | Создать документ | <Ctrl>+>N> |
Open | Открыть документ | <Ctrl>+<C> |
Save | Сохранить файл | <Ctrl>+<S> |
Save as | Сохранить файл по другому адресу или под другим именем | <Ctrl>+<Shift>+<S> |
Import | Импортировать файл | <Ctrl>+<R> |
Export | Экспортировать файл | <Ctrl>+<Shift>+<R> |
Печатать документ | <Ctrl>+<P> | |
Exit | Выход их программы | <Alt>+<F4> |
Preferences | Вызов диалогового окна с основными настройками программы | <Ctrl>+<Shift>+<D> |
New Window | Создать новое окно | <Ctrl>+<Alt>+<N> |
Cascade | Расположить открытые окна каскадом | <Shift>-KF5> |
Tile Vertically | Расположить открытые окна по горизонтали | <Shift>+<F4> |
  | Закрыть активное окно | <Ctrl>+<F4> |
  | Закрыть все окна активного документа | <Ctrl>+<Shift>+<F4> |
Undo | Отмена последнего действия | <Ctrl>+<Z> |
Redo | Отказ от последней команды Undo | <Ctrl>+<Y> |
Preview | Переключает режимы отображения экрана | <Ctrl>+<K> |
Fast Mode | Ускоренный режим отображения экрана | <Ctrl>+<Shift>+<K> |
Page Rulers | Отображение размерных линеек | <Ctrl>+<Alt>+<M> |
Snap to Point | Режим захвата узлов | <Ctrl>+<Shift>+<Z> |
Snap to Guides | Режим захвата направляющих | <Ctrl>+<Alt>+<G> |
Help | Вызов интерактивной подсказки | <F1> |
Help cursor | Справочный курсор | <Shift>+<Fl> |
Инспекторы, палитры и панели
Inspectors | Инспекторы | ||
Object Inspector | Инспектор объектов | <Ctrl>+<I> | |
Stroke Inspector | Инспектор обводок | <Ctrl>+<Alt>+<L> | |
Fill Inspector | Инспектор заливок | <Ctrl>+<Alt>+<F> | |
Text Inspector | Инспектор текста | <Ctrl>+<T> | |
Document Inspector | Инспектор документа | <Ctrl>+<Alt>+<D> | |
Paragraph Inspector | Инспектор параграфов | <Ctrl>+<Alt>+<P> | |
Columns and Rows Inspector | Инспектор таблиц | <Ctrl>+<Alt>+<R> | |
Copyfit Inspector | Инспектор для балансировки колонок и подгонки текста | <Ctrl>+<Alt>+<C> | |
Panels | Палитры | ||
Layers | Слои | <Ctrl>+<6> | |
Styles | Стили | <Ctrl>+<3> | |
Color List | Цветовая палитра | <Ctrl>+<9> | |
Color Mixer | Смеситель | <Ctrl>+<Shift>+<9> | |
Tints | Оттенки | <Ctrl>+<Shift>+<3> | |
Halftones | Линейный растр | <Ctrl>+<H> | |
Align | Выравнивание | <Ctrl>+<Alt>+<A> | |
Transform | Трансформации | <Ctrl>+<M> | |
Scale | Масштабирование | <Ctrl>+<F10> | |
Move | Перемещение | <Ctrl>+<E> | |
Rotate | Поворот | <Ctrl>+<F2> | |
Reflect | Отражение | <Ctrl>+<F9> | |
Skew | Перекос | <Ctrl>+<Fll> | |
Xtras Operations | Дополнительные операции | <Ctrl>+<Alt>+<O> | |
Xtra Tools | Дополнительные инструменты | <Ctrl>+<Alt>+<X> | |
Spelling | Правописание | <Ctrl>+<Alt>+<S> | |
Find And Replace Graphics | Найти и заменить графический объект | <Ctrl>+<Alt>+<E> | |
Find And Replace Text | Найти и заменить текст | <Ctrl>+<Shift>+<F> | |
Hide or show all open panels | Спрятать или вывести все открытые палитры | <Ctrl>+<Alt>+<H>, <F12> | |
Toolbars | Панели | ||
Toolbox | Панель инструментов | <Ctrl>+<7> | |
Hide or show all open toolbars | Убрать/вывести все панели | <Ctrl>+<Alt>+<T> |
Инструменты и операции
Pointer | Указатель | <0>, <V>, Удержание <Ctrl> |
Rectangle | Прямоугольник | <1>, <R> |
Polygon | Многоугольник | <2>, <G> |
Ellipse | Эллипс | <3>, <Е> |
Line | Линия | <4>, <N> |
Freehand | Рисование | <5>, <Y> |
Pen | Перо | <6>, <Р> |
Knife | Нож | <7>, <К> |
Bezigon | Безигон | <8>, <В> |
Freeform | Деформатор | <9>, <F> |
Text | Текст | <.>, <А>, <Т> |
Crop | Кадрирование | <С> |
Rotate | Поворот | <F2> |
Reflect | Отражение | <F9> |
Scale | Масштабирование | <F10> |
Skew | Наклон | <F11> |
Magnification | Лупа | <Z>, |
Zoom In | Увеличивающая лупа | Удержание <Ctrl>+<Spacebar> |
Zoom Out | Уменьшающая лупа | Удержание <Ctrl>f<Alt>+<Spacebar> |
Lock | Запереть | <Ctrl>+<L> |
Unlock | Отпереть | <Ctrl>+<Shift>+<L> |
Bring To Front | Перенести на передний план | <Ctrl>+<F> |
Send To Back | Перенести на задний план | <Ctrl>+<B> |
Move Forward | На слой выше | <Ctrl>+<Shin>+<Alt>+<F> |
Move Backward | На один слой ниже | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<B> |
Group | Группирование | <Ctrl>+<G> |
Ungroup | Разгруппирование | <Ctrl>+<U> |
Join | Объединение | <Ctrl>+<J> |
Split | Разделение | <Ctrl>+<Shift>+<J> |
Blend | Растяжка | <Ctrl>+<Shift>+<B> |
Join Blend To Path | Траекторная растяжка | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<B> |
Duplicate | Создать дубликат | <Ctrl>+<D> |
Clone | Создать клон | <Ctrl>+<Shift>+<C> |
Rasterize | Растеризация | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<Z> |
Команды буфера обмена
Cut | Вырезать в буфер обмена | <Ctrl>+<X>, <Shift>+<Del> |
Сору | Копировать в буфер обмена | <Ctrl>+<C> |
Paste | Вставить из буфера | <Ctrl>+<V>, <Shift>+<Inst> |
Paste Inside | Вставить содержимое буфера в контейнер | <Ctrl>+<Shift>-KV> |
Cut Contents | Извлечь содержимое контейнера | <Ctrl>+<Shift>+<X> |
Copy Attributes | Копировать атрибуты | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<C> |
Paste Attributes | Вставить атрибуты | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<V> |
Маркирование
Select All | Пометить все объекты активной страницы | <Ctrl>+<A> |
Select All In Document | Пометить все объекты документа | <Ctrl>+<Shift>+<A> |
Superselect | Распространить пометку с узла(ов) на объект | <"> |
None | Снять пометку со всех объектов | <Tab> |
Масштабирование и панорамирование
Fit Selection | Подогнать масштаб под выделение | <Ctrl>KO> |
Fit to Page | Вся страница | <Ctrl>+<Shift>+<W> |
Fit All | Все объекты | <Ctrl>+<Alt>+<0> |
Magnificationl 50% |
Масштаб 50 % | <Ctrl>+<5> |
Magnification) 100% | Масштаб 100% | <Ctrl>+<l> |
Magnification) 200% | Масштаб 200 % | <Ctrl>-K2> |
Magnification) 400% | Масштаб 400 % | <Ctrl>+<4> |
Magnification) 800% | Масштаб 800 % | <Ctrl>+<8> |
Grabber Hand | Панорамирование (прокрутка) | <Spacebar>+<Drag> |
Previous Page | Переход на предыдущую страницу | <Ctrl>+<PgUp> |
Next Page | Переход на следующую страницу | <Ctrl>+<PgDn> |
Текст
Size | Кегль | |
Size Smaller | На один пункт меньше | <Ctrl>+<Alt>+<l> <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<2> |
Size Larger | На один пункт больше | <Ctrl>+<Alt>+<2> <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<8> |
Baseline shift | Сдвиг относительно базовой линии |   |
Baseline shift down by one point | Сдвиг на один пункт вниз | <Ctrl>+<Alt>+<2> |
Baseline shift up by one point | Сдвиг на один пункт вверх | <Ctrl>+<Alt>+<8> |
Kerning | Кернинг | |
Kern or track less by 1% em | Отрицательный кернинг или трекинг на 1 % em | <Ctrl>+<Alt>+«-> |
Kern or track less by 10% em | Отрицательный кернинг или трекинг на 10 % em | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<<-> |
Kern or track more by 1% em | Положительный кернинг или трекинг на 1 % em | <Ctrl>+<Alt>+<->> |
Kern or track more by 10% em | Положительный кернинг или трекинг на 1 0 % em | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<->> |
Type Style | Начертание | |
Plain | Простое начертание | |
Bold | Жирное начертание | <F5>, <Ctrl>+<Alt>+<B> |
Italic | Наклонное начертание | <F7>, <Ctrl>+<Alt>+<I> |
Bolditaiic |   | <F8>,<Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<O> |
  Effect |   Эффекты |   |
Highlight | Подсветка | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<H> |
Strikethrough | Перечеркивание | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<S> |
Underline | Подчеркивание | <Ctrl>+<Alt>+<U> |
Align | Выключка |   |
Left | По левому краю | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<L> |
Right | По правому краю | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<R> |
Center | По центру | <Ctrl>+<Shin>+<Alt>+<M> |
Justified | Полная | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<J> |
 Special characters | Специальные символы | |
End of Line | Конец строки | <Shift>+<Enter> |
Non-Breaking Space | Неразрывный перенос | <Ctrl>+<Shin>+<H> |
Em Space | Длинный пробел, круглая шпация | <Ctrl>+<Shift>+<M> |
En Space | Полукруглая шпация | <CtrI>+<Shift>+<N> |
Thin Space | Короткий пробел, тонкая шпация | <Ctrl>+<Shift>+<T> |
Discretionary Hyphen | Символ мягкого переноса, дискреционный перенос | <Ctrl>+(-) (дефис) |
Editor | Внешний редактор | <Ctrl>+<Shin>+<E> |
Spelling | Правописание | <Ctrl>+<Alt>+<S> |
Run Around Selection | Обтекание | <Ctrl>+<Alt>+<W> |
Flow Inside Path | Текстовый контейнер | <Ctrl>+<Shift>+<U> |
Attach to Path | Траекторный текст | <Ctrl>+<Shift>+<Y> |
Convert to Paths | Превратить в кривые | <Ctrl>+<Shift>+<P> |
Show or hide the Text Ruler | Показать/спрятать линейки | <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<T> |